Лица, желающие взять ребенка на воспитание в свою семью, должны обращаться в управление (отдел) образования по месту своего жительства с заявлением о создании приёмной семьи.
На воспитание в приёмную семью передаются от одного до четырёх детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между органом опеки и попечительства и приемными родителями заключается трудовой договор и договор об условиях воспитания и содержания детей. В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор – с одним из них. Договор предусматривает условия, необходимые для воспитания, содержания и образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье управления (отдела) образования, а также основания для его расторжения.
В основе деятельности приёмного родителя лежит профессиональная деятельность. Условия оплаты труда приёмных родителей определяются количеством взятых на воспитание детей, их возрастом и наличием у них особенностей психофизического развития.
На содержание каждого ребёнка приёмной семье ежемесячно производятся денежные выплаты, а также возмещаются расходы, связанные с содержанием детей (бытовые, коммунальные услуги и пр.), в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) и несут ответственность за ненадлежащее воспитание, за содержание приёмных детей и защиту их прав и законных интересов.
Приёмные родители обязательно проходят образовательные курсы. Образовательная программа обучающих курсов предполагает усвоение кандидатами в приёмные родители некоторых знаний, связанных с условиями создания и функционирования приёмных семей; приобретением умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приёмных детей, подготовке их к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической помощи.
Приёмные родители осуществляют воспитание приёмных детей, обеспечивают их нравственное и физическое развитие, создают необходимые условия для получения детьми образования, осуществляют подготовку к самостоятельной жизни, защищают их права и законные интересы в соответствии с планом развития приёмной семьи.
Управления (отделы) образования, учреждения образования и социально-педагогические центры предоставляют приёмной семье социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приёмной семьи.