Актуальным направлением работы учреждений образования Республики Беларусь в современных условиях является профилактика суицидоопасного поведения несовершеннолетних и недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних является предметом особого внимания Правительства Республики Беларусь, носит межведомственный характер и является составной частью повышения демографической безопасности государства.
Исследования показывают, что большинство всех самоубийств и суицидальных попыток несовершеннолетних связано с дезадаптацией, семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, неуспешностью, проблемами со здоровьем. Часто причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, в том числе связанные с конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, бестактным поведением отдельных педагогов, черствостью и безразличием окружающих.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимает создание психологически безопасной и комфортной среды обучающихся в учреждении образования, индивидуализация их образовательных маршрутов. Важно принять меры по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у обучающихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Одним из условий развития обучающихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе и суицидального поведения. При этом своевременное выявление типичных кризисных ситуаций и оказание подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-педагогической поддержки и психологической помощи зачастую помогли бы избежать трагедии.
Основными целями профилактики суицидального поведения в учреждении образования являются:
- оптимизация психологического климата;
- повышение компетентности участников образовательного процесса в области общей профилактики;
- предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.
Основные задачи профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в учреждении образования:
- содействовать гармонизации социально-психологического климата в учреждении образования;
- изучить особенности психолого-педагогического статуса обучающихся, с последующим выявлением молодых людей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- повысить компетентность педагогов и родителей (законных представителей) в области профилактики суицидоопасного поведения, безопасного использования интернет-ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием сети Интернет;
- оказать своевременную, эффективную индивидуально-ориентированную социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь обучающимся, имеющим трудности в социализации, в общении со сверстниками, конфликтные взаимоотношения с родителями и т.д., обратив особое внимание на учащихся, имеющих статус изолированных в классе (группе).
Предотвращение суицидального поведения для педагогических работников и других работников учреждения образования является важной задачей, для решения которой необходимо:
- своевременное выявление обучающихся с факторами высокого риска совершения суицидальных действий, обучающихся, находящихся в трудных жизненных, кризисных ситуациях и пр., и обеспечение их психолого-педагогической поддержкой и психологической помощью;
- профилактика здорового образа жизни;
- формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания факторов высокого риска суицидальных действий, в т.ч. признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- оказание помощи в организации учебной деятельности обучающимся с низкой успеваемостью;
- контроль посещаемости учебных занятий и прогулов;
- осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.
Организационные принципы профилактики суицидального поведения в учреждении образования:
- системность: работа по профилактике суицидального поведения в учреждении образования непременно должна вестись со всеми субъектами образовательного процесса: педагогическими работниками, обучающимися и их законными представителями; также следует обратить внимание на то, что работа по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних должна носить комплексный характер, не ограничиваясь проведением одноразовых мероприятий;
- выявление факторов высокого риска суицидальных действий несовершеннолетних в учреждении образования на постоянной и долговременной основе;
- ранняя превенция как предотвращение возможности кризисных состояний;
- ориентация на факторы, которые поддерживают физическое и психическое здоровье и благополучие человека (салютогенез), а не на факторах, вызывающих заболевание (патогенез).
Считаем возможным пояснить, что для эффективного внедрения модели профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних в учреждении образования, а также с целью построения эффективной системы сопровождения случаев выявляемых факторов высокого риска суицидальных действий, необходимо:
провести в учреждении образования обсуждение нормативных документов, определяющих деятельность субъектов образовательного процесса в рамках модели профилактики суицидального риска;
создать алгоритм кризисного реагирования в учреждении образования;
обучать и привлекать к работе по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения классных руководителей (кураторов учебных групп), педагогических работников, воспитателей общежития, учащихся-волонтеров, законных представителей несовершеннолетних;
инициировать и внедрять систему межведомственного взаимодействия в сопровождении учащихся с суицидальным риском.
Участниками профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в учреждении образования являются как участники образовательного процесса, в частности:
администрация учреждения образования;
специалисты социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС): педагог-психолог, педагог социальный;
педагогические работники учреждения образования;
законные представители обучающихся;
учащиеся-волонтеры;
так и привлекаемые внешние специалисты:
медицинские работники (врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, медицинский сотрудник учреждения образования, иные специалисты),
психологи организаций здравоохранения,
психологи территориальных центров социального обслуживания населения,
специалисты органов опеки и попечительства,
специалисты комиссий по делам несовершеннолетних,
сотрудники органов внутренних дел и др.
При планировании деятельности по формированию ценностного отношения к жизни и профилактике суицидоопасного поведения среди обучающихся учреждениям образования необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, указанными в приложении 1.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДООПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В учреждении образования должна быть создана система комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и на недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры, в том числе имеющие суицидальный контент.
Отвечают за создание такой системы, в первую очередь, руководитель учреждения образования и его заместитель по воспитательной работе. Важную роль в ее формировании и успешном функционировании играют все педагогические работники учреждения образования, в первую очередь, специалисты СППС, классные руководители (кураторы учебных групп).
Основными направлениями деятельности учреждений образования по профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних являются следующие.
I. Создание эффективной системы взаимодействия педагогических работников (классных руководителей (кураторов, мастеров), учителей-предметников, специалистов СППС) с сотрудниками органов внутренних дел и работниками организаций здравоохранения.
При выявлении в учреждении образования факторов высокого риска совершения суицидальных действий несовершеннолетним следует строго руководствоваться положениями «Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних» и алгоритмом действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению.
При получении информации от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, работников организаций здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент, учреждениям образования рекомендуется вести «Журнал учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент» (далее – Журнал) по форме согласно приложению 2.
Руководитель учреждения образования либо его заместитель по воспитательной работе обеспечивает хранение Журнала в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность доступа к нему лиц, не имеющих соответствующего разрешения.
Руководитель учреждения образования либо его заместитель по воспитательной работе в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации знакомит законных представителей несовершеннолетнего с полученной информацией и информирует в установленном законодательством порядке о возможности:
получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования или социально-педагогическом центре города (района, области);
получения психиатрической, в том числе психотерапевтической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред психическому и психологическому здоровью несовершеннолетнего.
Справочно:
Обращаем внимание, что психологическая помощь несовершеннолетнему оказывается строго в соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».
II. Проведение ежегодного психодиагностического обследования с целью своевременного выявления учащихся с изменениями психоэмоционального состояния, склонных к суицидоопасному поведению
Психодиагностическое исследование с целью выявления факторов высокого риска суицидоопасного поведения обучающихся проводится не реже одного раза в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 декабря).
В учреждении образования должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов. Результаты психодиагностического исследования могут быть сообщены индивидуально обучающимся и их законным представителям (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании, статьи 15, 19 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»).
Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи», педагог-психолог обязан информировать законных представителей несовершеннолетнего о выявленных у него психологических проблемах, при которых существует вероятность совершения суицидальных действий.
В целях получения объективной информации обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.
Методические рекомендации по организации и проведению психодиагностического обследования несовершеннолетних на предмет выявления риска суицидальных действий и перечень рекомендуемого диагностического инструментария представлен в приложении 4.
III. Коррекционно-развивающая работа
Необходимо предложить обучающемуся и его законным представителям психологическую помощь (психологическое консультирование, психологическая коррекция), так как они направлены на исправление (корректировку) особенностей личности несовершеннолетнего и его поведения.
Коррекционно-развивающие программы, тренинги и тренинговые занятия, интерактивные занятия должны быть направлены на:
формирование позитивного образа Я; принятие уникальности и неповторимости собственной личности, личности других людей; раскрытие позитивных личностных резервов; повышение стрессоустойчивости; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, делового общения; обучение методам и способам саморегуляции; отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликтных ситуациях; развитие чувств эмпатии и толерантности и т.д.;
обучение обучающихся навыкам отказа, распознаванию манипулирующих методов, способам сопротивления внушению, критическому мышлению;
оказание содействия в преодолении различных психологических причин трудностей личностного, социального и познавательного развития подростков, учащейся молодежи;
развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний, стрессоустойчивости, эффективных способов справляться с трудными ситуациями, страхами, тревожностью.
IV. Повышение компетентности законных представителей и педагогов в области профилактики суицидоопасного поведения и безопасного использования интернет-ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием сети Интернет.
Учреждениям образования при проведении информационно-просветительской работы необходимо привлекать:
сотрудников органов внутренних дел для освещения вопросов правовой ответственности и безопасного нахождения обучающихся в интернет-пространстве и др.;
специалистов организаций здравоохранения для освещения вопросов возникновения и медико-социальных последствий игровой зависимости в молодежной среде; оказания помощи подросткам, находящимся в состоянии острого кризиса; организации работы номеров «Телефона доверия», «Горячих линий» и др.
При организации информационно-просветительской работы с законными представителями специалистам СППС необходимо уделять внимание вопросам психологического здоровья детей, раскрывая особенности психоэмоционального состояния несовершеннолетних и др.
Для разработки материалов и действенного алгоритма профилактических мер специалистам СППС рекомендуется использовать учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусью.
Чрезвычайно важным представляется организация в учреждении образования факультативных занятий, направленных на освоение учащимися базовых общечеловеческих ценностей, приемов и способов самопознания и познания других людей, умений взаимодействовать с близким и широким социумом, на знание своих личностных особенностей, на знание маркеров и признаков кризисных ситуаций и т.д.
Учебно-методические пособия, учебные программы факультативных занятий и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларуси, размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (www.edu.gov.by) и Национальном образовательном портале (www.adu.by), перечень которых постоянно обновляется (приложение 5).
V. Передача сведений о несовершеннолетних, совершивших суицид, парасуицид
При получении информации о факте парасуицида (суицида) руководитель учреждения образования незамедлительно сообщает о несчастном случае в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, которые в свою очередь информируют управление образования облисполкома (комитет по образованию Мингорисполкома).
Управление образования облисполкома (комитет по образованию Мингорисполкома) в течение рабочего дня с момента получения сообщения направляет в Министерство образования Республики Беларусь информацию о парасуициде (суициде), совершенном несовершеннолетним в области (г. Минске) по форме согласно приложению 6.
III. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДООПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования деятельность по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся и вовлечения несовершеннолетних в активные деструктивные сообщества и игры должна включать:
первичную (общую),
вторичную и
третичную профилактику суицидального поведения обучающихся.
Первичная (общая) профилактика суицидального поведения проводится на протяжении всего учебного года, предназначена для обучающихся всех возрастных категорий и направлена на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей.
Основными задачами первичной (общей) профилактики являются:
оптимизация психологического климата в учреждении образования,
повышение групповой сплоченности коллективов учащихся,
повышение групповой сплоченности педагогического коллектива.
Задачами педагогического коллектива на данном этапе профилактической работы являются:
привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование и развитие ценностных отношений в социуме;
формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении несовершеннолетних;
создание системы социально-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп как в образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся);
привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.
Мероприятия в рамках общей профилактики суицидального поведения должны способствовать адаптации, автоматически формируя или усиливая антисуицидальные барьеры. К ним относятся:
- все мероприятия, одной из целей которых является оптимизация психологического климата и содействие в адаптации в учреждении (акции, конкурсы, общешкольные мероприятия, флеш-мобы, классные (кураторские) часы по формированию ценностного отношения к жизни, досуговые мероприятия в школьных классах и т.п.);
- классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности;
- диагностика коллективов учащихся и педагогических работников с целью уточнения особенностей социально-психологического климата (в течение учебного года);
- тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в учебных классах (группах);
- тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
- тренинги ассертивного поведения и уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха;
- тренинги личностного роста;
- групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов;
- обучение волонтеров-медиаторов из числа активных и инициативных учащихся по оказанию кризисной помощи (антикризисные, информационные волонтерские объединения) и т.д.
Профилактика суицидоопасного поведения в младшем и среднем звене (1-7 классы) заключается, в основном, в формировании навыков самоконтроля, обучении бесконфликтному общению, конструктивным способам разрешения конфликтов, повышении показателей групповой сплоченности.
Профилактическая работа по предупреждению суицидального поведения в старших классах (8-11 классы) включает в себя вовлечение обучающихся в социально-значимые виды деятельности, организацию школьного самоуправления, формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.), повышение показателей стрессоустойчивости, обучение навыкам релаксации, снятия напряжения.
Для проведения мероприятий следует выбирать тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции.
При подготовке и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, направленных на недопущение вовлечения учащихся в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.
Важным является проведение ознакомительных мероприятий и тренингов для педагогов и родителей по повышению компетентности в области возможных мотивов совершения суицидов и суицидальных действий, факторов риска суицидоопасного поведения и распознавания маркеров суицидального риска (см. приложение 3).
Вторичная профилактика суицидального поведения проводится:
- с целью выделения групп суицидального риска и сопровождения детей, подростков и семей группы риска с целью предупреждения суицидов,
2) при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем, склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку, вовлеченном в деструктивные интернет-сообщества.
1. Вторичная профилактика в первом случае направлена на выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к суицидоопасному поведению.
Задачи педагогического коллектива заключаются в:
выявлении детей и подростков, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
повышении осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;
работе с семьей несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
оказании экстренной первой помощи, обеспечении безопасности несовершеннолетнего, снятии стрессового состояния;
сопровождении детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующая позитивному принятию себя подростками и позволяющая эффективно преодолевать критические ситуации;
включении созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся) в общий план действий;
определении позиций специалистов и перечня конкретных действий при выявлении обучающегося группы риска, при угрозе обучающегося покончить жизнь самоубийством.
Мероприятия, реализующие задачи вторичной профилактики суицидального поведения в учреждении образования.
- Комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказания поддержки и помощи учащимся, оказавшихся в кризисной или трудной жизненной ситуации, например:
- разработать памятки «Маркеры суицидального состояния», «Факторы суицидального риска», «Как распознать острое кризисное состояние у учащегося», «Что делать, если учащийся высказывает суицидальные намерения» и т.п. Во всех материалах важно указывать службы и организации, где можно получить помощь,
- приглашать врачей-психотерапевтов и врачей-психиатров-наркологов с информацией по проблематике депрессии, личностных расстройств и суицидального риска несовершеннолетних,
- информировать о возможности получения консультативной психологической помощи (как в учреждениях образования, так и в учреждениях здравоохранения).
- Участие в создании информации и обеспечении доступа к ней учащихся и педагогов, позволяющей сориентироваться в собственном состоянии или состоянии учащегося, и контактами служб, оказывающих помощь (например, стенды, информационная онлайн-платформа, где размещена информация о маркерах депрессивного и суицидального состояния и контакты служб, в которые можно обратиться за помощью).
- Ежегодное психодиагностическое обследование по выявлению факторов высокого риска суидицоопасного поведения среди несовершеннолетних в учреждении образования. Рекомендации по организации и проведению диагностического обследования приведены в приложении 4.
- Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетними «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.
На этом этапе предусмотрено проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим навыкам, снятию эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др.
Задачи педагога-психолога на данном уровне:
- Проведение ежегодного психодиагностического обследования по выявлению риска суицидоопасного поведения обучающихся (см. приложение 4).
- На основании данных ежегодного психодиагностического обследования, а также анализа наблюдений всех участников образовательного процесса (учителей-предметников, классных руководителей (кураторов), воспитателей, одноклассников (одногруппников), законных представителей и т.п.), дополнительной диагностики (при необходимости), жалоб учителей, запросов законных представителей – выделение учащихся группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов.
- Проведение дополнительной диагностики (при необходимости), позволяющей оценить патохарактерологические особенности (неустойчивый тип акцентуации в сочетании с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным), уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень суицидального риска.
- Анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.
- Участие в разработке и реализации индивидуальной программы (плана) сопровождения, определение ориентировочных сроков кризисной поддержки.
- Реализация своей части ответственности при работе с семьей учащегося (консультирование родителей по вопросам проблемных взаимоотношений с ребенком).
- Разработка памяток для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать, в какие службы можно обратиться за помощью).
- Содействие сотрудничеству педагогических работников и законных представителей с другими специалистами.
2. Во втором случае вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, прямо или косвенно информирующих о суицидальных намерениях и имеющих факторы суицидального риска.
Основной задачей работы на данном этапе профилактики является предотвращение суицида. Необходимо помнить о способах, которыми несовершеннолетние могут информировать окружающих о намерении совершения суицида (см. приложение 3).
На этом этапе работы педагог-психолог оценивает риск совершения суицидальных действий. С этой целью можно использовать, например, такие диагностические методики, как «Опросник суицидального риска» (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой), «Шкала оценки риска суицида» Паттерсона (ШОРС, The Sad Persons Scale, Patterson et al., 1983), «Шкала безнадежности» Бека (Hopelessness Scale, Beck et al., 1974).
Существует 3 степени риска:
1. Незначительный риск:
- наличие суицидальных мыслей без определенных планов;
2. Риск средней степени:
- наличие суицидальных мыслей,
- наличие плана без срока,
- наличие суицидальных попыток в анамнезе;
3. Высокий риск:
- наличие суицидальных мыслей, суицидальные мысли, идеи вербализуются,
- разработан план совершения суицида,
- есть сроки реализации,
- есть средства для совершения суицида,
- отсутствуют надежды на будущее.
В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.
Первоочередные (начальные) задачи педагога-психолога при незначительном риске:
- важно предложить учащемуся эмоциональную поддержку;
- проработать суицидальные чувства (одиночество, печаль, отчаяние, обида, стыд, вина, гнев и т.п.);
- сфокусировать внимание на сильных сторонах учащегося, опыте удач и удачных решений проблемных ситуаций;
- при предположении о наличии депрессии или расстройства личности – направить к врачу-психотерапевту или врачу-психиатру-наркологу;
- наладить постоянное консультирование на период преодоления кризисного состояния;
- информировать законных представителей о наличии суицидального риска.
Первоочередные (начальные) задачи педагога-психолога при наличии риска средней степени:
- важно предложить учащемуся эмоциональную поддержку;
- проработать суицидальные чувства (одиночество, печаль, отчаяние, обида, стыд, вина, гнев и т.п.);
- укрепить желание жить (через работу с амбивалентными чувствами);
- заключить «контракт»;
- при предположении о наличии депрессии или расстройства личности – рекомендовать обратиться за дополнительной консультацией к врачу-психотерапевту или врачу-психиатру-наркологу;
- информировать законных представителей о наличии суицидального риска;
- связаться с друзьями, содействовать усилению эмоциональной поддержки в семейной и дружеской среде.
Ведение случая высокого суицидального риска.
В случае выявления факторов высокого риска суицидальных действий следует опираться на положения «Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних» и придерживаться алгоритма действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению.
При этом можно рекомендовать также следующее:
1. Целесообразным видится ведение специалистом СППС (как правило, педагогом-психологом) банка данных об учащихся группы суицидального риска. Специальная форма для такого документа не предусмотрена. Можно опираться на потребности педагога-психолога в информации, к которой важен быстрый доступ, например: ФИО учащегося, дата выявления, способ выявления, имеющиеся суицидальные и антисуицидальные факторы.
В эту группу включают учащихся с выявленным суицидальным риском (по результатам диагностики и наблюдения, сведений, полученных от одногруппников, куратора, воспитателя общежития, преподавателей).
2. При выявлении высокого риска суицида (вне актуального суицидального поведения) – можно инициировать консилиум (представитель администрации, специалисты СППС, законные представители, классный руководитель (куратор) (при необходимости)). Документами, сформированными в результате работы консилиума, могут быть протокол консилиума и программа сопровождения подростка. Все участники информируются о неукоснительном соблюдении принципа конфиденциальности.
3. Индивидуальный план (программа) работы с подростком:
отслеживание психоэмоционального состояния,
индивидуальная работа с учащимся, законными представителями;
групповая работа: работа с учебным коллективом учащегося (класс, группа), вовлечение учащегося в тренинги, др. формы групповой работы).
При проведении работы по индивидуальному плану (программе) важно отмечать проделанную работу в «Журнале учета консультаций участников образовательного процесса» (отмечать, что даны рекомендации (педагогам, законным представителям), какие мероприятия планируются и т.п.).
Первичная экспертная оценка суицидального поведения
При любом сообщении о факторах высокого суицидального риска проводится первичная экспертная оценка суицидального поведения. Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:
проверку имеющих отношение к суициду факторов риска (из наблюдений куратора, одноклассников, преподавателей и т.п.);
историю проявлений суицидального поведения;
неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия или состояние здоровья (заболевания, в том числе психические расстройства, употребление ПАВ, жизненная ситуация);
степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;
внезапные сильные факторы стресса (утраты, крушение романтических отношений, неуспех в учебной деятельности, насилие, серьезные конфликты со значимыми людьми);
уровень импульсивности и самоконтроля («Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) А.Е. Личко: характерны для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным типами личности);
защитные факторы (антисуицидальные факторы) – отсутствуют или минимальны.
Правила реагирования в ситуации высокого суицидального риска (актуальное суицидальное поведение)
В случае высокого суицидального риска в ситуации актуального суицидального поведения нужны меры незамедлительного реагирования:
1. Прежде всего, важно не оставлять учащегося одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу:
ограничить доступ к средствам самоповреждения и способам суицида,
убрать из зоны досягаемости все предметы, которые возможно использовать прямо с целью суицида,
ограничить возможность открыть окно или выйти на крышу: падение с высоты – второй по популярности способ суицида в городской среде,
ограничить возможности перемещения учащегося.
2. Немедленно информировать законных представителей о ситуации риска, в которой оказался учащийся, и о необходимости оказать ему экстренную помощь.
3. Позвонить в службы экстренной помощи. Работа экстренных служб необходима в ситуации попытки или завершенного суицида:
Рекомендации ведения беседы при актуальном суицидальном поведении приведены в приложении 8.
После снижения риска попытки суицида при сохранении и/или при наличии высокого риска суицида задачами педагога-психолога являются:
1.1. Содействие организации и участие в работе консилиума по суицидальному случаю (члены консилиума: представитель администрации, специалисты СППС, классный руководитель (куратор), т.е. те люди, которые могут повлиять на кризисную ситуацию). Для сохранения конфиденциальности информации о суицидальном риске возможно педагогу-психологу обсуждать с руководителем, а далее, при его поддержке, давать рекомендации остальным участникам образовательного процесса, имеющими ресурсы влияния на кризисную ситуацию.
1.2. Участие в составлении плана сопровождения кризисного случая (индивидуальный план работы с учащимся в кризисной ситуации). При общении с включенными в ситуацию взрослыми (в первую очередь законными представителями, классным руководителем (куратором), педагогическими работниками) педагог-психолог:
получает сведения от родителей, преподавателей (а впоследствии – у одногруппников и друзей подростка) об изменениях в поведении учащегося, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях, а также о наличии иных суицидальных и антисуицидальных факторов);
получает информацию о наличии и качестве поддержки от семьи, педагогов и сверстников;
заручаясь поддержкой администрации, формирует установку у преподавателей (особенно фрустрирующих) и родителей о необходимости поддержки и понимания учащегося в кризисной ситуации.
2. Определение шагов индивидуальной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
3. Проведение индивидуальной психокоррекционной работы с учащимся.
4. Организация групповой работы в учебной группе и включение в нее учащегося с целью восстановления навыков адаптации (это может быть командообразующий или коммуникативный тренинг, тренинг фрустрационной толерантности и т.п., в зависимости от выявленных у учащегося сложностей).
5. Организация и проведение консультаций для включенных в случай преподавателей, родителей и детей. При отсутствии ресурса СППС – информирование об организациях и службах, где можно получить такого рода помощь.
6. Мониторинг психоэмоционального состояния учащегося.
Работа с администрацией и педагогами
- Информирование администрации учреждения образования о кризисном случае.
- Содействие организации консилиума с участием представителей администрации и других взрослых, имеющих возможность оказать влияние на ситуацию (классный руководитель (куратор), законные представители).
- Организация и проведение консультаций (индивидуальных и групповых) для включенных в кризисный случай взрослых (классный руководитель (куратор), законные представители, педагоги), целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с учащимся и группой риска на период преодоления кризисной ситуации.
Среди педагогического состава учреждения образования важно определить тех, кто может оказывать эмоциональную поддержку учащемуся, и тех, кто оказывает фрустрирующее влияние на студента. При поддержке администрации важно дать рекомендации преподавателям для минимизации фрустрирующего воздействия и активизации поддерживающего.
Также педагогические работники и представители администрации, которые включены в кризисный случай, нуждаются в выражении своих чувств и переживаний. Специалисты СППС могут предоставить им возможность групповой или индивидуальной консультации, в том числе с участием приглашенных специалистов (кризисных психологов, педагогов-психологов СПЦ и пр.), т.к. педагог-психолог и социальный педагог также могут нуждаться в помощи. Альтернативным вариантом может быть информирование о службах и организациях, оказывающих консультативную психологическую помощь в регионе.
Содействие в организации коммуникации по обмену сведениями об изменениях в ситуации (при изменении в поведении и состоянии учащегося, находящегося в кризисной ситуации).
Работа с обучающимся
Задачи педагога-психолога при наличии высокого риска (вне актуального суицидального поведения):
1. Оказать эмоциональную поддержку. Установить контакт и сформировать доверительные отношения.
При наличии всех признаков суицидального риска, но не при актуальном суициде – возможна интервенция (без этапа выстраивания доверия) – «Я знаю твой план. Давай разбираться, что происходит».
2. Выявить актуальную зону напряжения и источник психологической боли (отношения с родителями, педагогами, сверстниками, драма в романтических отношениях, отношение к будущему и т.д.).
3. Совместно с подростком сформировать план работы. Заключить контракт. (Контракт составляется в произвольной форме).
Это важная процедура, направленная на локализацию кризисной ситуации, формулирование ее в понятных для подростка терминах, достижение соглашения о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации коррекционного плана, разделении ответственности за результат совместной работы, признание способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за принятие решений и их выполнение. В контракте также фиксируется договоренность об обязательном информировании педагога-психолога в ситуации актуализации желания совершить суицид.
4. Раскрыть суицидоопасные переживания. Проработать суицидальные чувства (одиночество, обида, боль, страх, стыд, вина и т.п.).
5. Укрепить желание жить (через работу с амбивалентными чувствами и активизацию антисуицидальных факторов).
6. Улучшать понимание и принятие себя.
7. Мобилизовать адаптивные навыки проблемно-решающего поведения (формирование навыка позволяет находить альтернативные суициду способы решения жизненных трудностей).
8. Развивать коммуникативные навыки (в том числе навык разрешения конфликтов), тренировать способность переносить фрустрацию, расширять спектр копинг-стратегий, обучать способам снижения нервного напряжения, развивать навыки саморегуляции.
Рекомендации по проведению работы с учащимися, находящимися в кризисном состоянии, представлены в приложении 9.
Работа со сверстниками
На этапе работы с учащимися, демонстрирующими факторы высокого суицидального риска, задачами педагога-психолога являются:
- изучить отношения со сверстниками (одноклассниками (одногруппниками) и друзьями из учреждения образования);
- содействовать усилению эмоциональных поддерживающих связей со значимыми сверстниками;
- при наличии конфликтов со сверстниками – оказать помощь в их разрешении;
- организовать работу по укреплению дружественной атмосферы в классе (группе);
- организовать групповые формы работы и включать в них учащегося, например, тренинги:
- по развитию коммуникативных навыков,
- разрешению конфликтов,
- фрустрационной толерантности,
- эмоциональной саморегуляции.
Цель групповых занятий зависит от сложностей учащегося в кризисной ситуации.
Работа с законными представителями
Задачами педагога-психолога в учреждении образования при работе с законными представителями будут являться следующие:
- организовать консультации с родителями, дать рекомендации по выстраиванию оптимальных отношений с учащимся, по оказанию помощи в преодолении кризисной ситуации;
- в случае необходимости оказания психотерапевтической помощи семье у педагога-психолога должна быть информация, которую он сможет предоставить законным представителям (телефон, адрес, условия оказания помощи);
- в случае отсутствия мотивации у родителей сотрудничать с целью преодоления кризисной ситуации – инициировать консилиум для выработки способов взаимодействия с родителями для организации помощи учащемуся.
Завершение случая
После реализации комплекса мер для преодоления кризисной ситуации целесообразно провести повторную диагностику наличия риска суицидальных действий. Подбор диагностических методик зависит от первоначальных причин появления суицидальных намерений и зон напряжения.
ВАЖНО! Если результаты диагностики демонстрируют стабилизацию ситуации и информация о стабилизации подтверждается в окружении учащегося (родители, одногруппники, друзья, преподаватели) – случай можно завершать.
Третичная профилактика суицидального поведения в учреждении образования направлена на снижение последствий и уменьшение вероятности повторения попытки суицида, включает в себя социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь суициденту и его социальному окружению.
Задачами педагогического коллектива на данном этапе являются:
оказание психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, работники учреждения образования),
сотрудничество с другими организациями.
В первую очередь адресатом этого уровня профилактической работы становятся обучающиеся, совершившие попытку суицида, с которыми проводится индивидуальная психокоррекционная работа, а также организуются консультации для законных представителей несовершеннолетнего, его одноклассников и друзей, педагогических работников.
Обращаем внимание, что при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) несовершеннолетний может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.
Важно информировать обучающегося и его законных представителей об имеющихся возможностях оказания психологической и психотерапевтической помощи: социально-педагогическом центре города (района, области), психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов). С согласия законных представителей несовершеннолетнего организации здравоохранения оказывают специализированную медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетним, в отношении которых имеются достоверные данные о наличии суицидального поведения.
Интегративным результатом реализации модели профилактики суицидального поведения должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования в учреждении, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.