Уважаемые педагоги!
Последнее время всё больше и больше стало создаваться приёмных семей. И это не может не радовать. Всё больше детей обретают единственный шанс адаптироваться в нашем обществе.
Все дети одинаковые, все проходят свой путь развития, известный Вам по курсам педагогики и психологии в институтах. Но дети, начавшие свой путь не с чистой колыбельки, ни с любящими родственниками, готовыми всегда простить и понять, имеют особый путь развития. К ним нельзя подходить общими понятиями.
Понимая вашу загруженность, мы решили в компактной форме сформулировать основные особенности детей, имеющие опыт утраты родной семьи. Мы твёрдо уверенны, что эти знания помогут вам разобраться в каждом конкретном случае. Педагоги, психологи и родители (пусть даже и приёмные) должны двигаться вместе в одном направлении, чтобы каждый маленький человечек смог найти «достойное место под солнцем» и стать настоящим гражданином нашего государства.
Особенности приёмных детей:
1. Размытая привязанность.
Нет разделения «свой-чужой», любого взрослого воспринимает, как своего. Возможно состояние «меня окружают только враги».
2. Расстройство пищевого поведения.
Возможны разные варианты: не чувствует насыщения; не может отказаться от предлагаемой еды, даже когда сыт; демонстративно отказывается от еды. Возможно, не сформирован навык жевания. Может запасаться едой впрок. Испытывает привязанность к определённому виду продуктов.
3. Повышенная тревожность.
Может бояться: собак, мужчин, громкого звука, наказания, крика, толпы, веника, душа и др. Расстройство засыпания. Тревожный сон: говорение, лунатизм.
4. Нарушение в эмоционально-волевой сфере.
- Имеет примитивные эмоции (гнев, страх), нет, к примеру, сопереживания, сострадания.
- Зажатая мимика.
- Не может правильно распознавать и проявлять эмоции людей (люблю-не люблю, комфортно – не комфортно, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, страдание, стыд, презрение).
- Иногда возможна диаметрально противоположная реакция, например, на ласку в ответ выдаёт агрессию. Может просто не знать, какую эмоцию надо проявлять в каждой конкретной ситуации.
- Гиперактивность.
- Требуется дополнительное объяснение всех поступков окружающих людей «малыш отходит от тебя потому что он думает, что ты…» или разборка поступков литературных героев типа «Герда пошла искать Кая, потому что она его…». А также у ребёнка может возникнуть нестандартные вопросы типа « А почему мачеха плохо относилась к Золушке?».
- Не может управлять своими эмоциями, чувствами, действиями. От этого может иметь неадекватное поведение. Хочет дружить со сверстниками, но не знает, как это делается.
- Бывает неконтактен с другими детьми, или, наоборот, назойлив.
- «Ходит в маске» Умело замаскировывает свой истинный характер.
- Может не различать «тепло-холодно», «больно-не больно», «хочу в туалет». Все эти состояния может объяснять одинаково, например, « живот болит».
- Может проявлять немотивированную агрессию на окружающих.
- Может без разрешения брать чужие вещи.
- Тотальное фантазирование, особенно из своей прошлой и настоящей жизни. Иногда откровенное враньё. В большей части совершенно безвредное и не для какой-либо выгоды.
- Повышенная истеричность, чтобы манипулировать взрослыми. Требует повышенное внимание со стороны окружающих.
- Возможны симптомы истощения нервной системы: плаксивость, апатия, рассеянность, усталость, сонливость.
- Применяет процесс самоуспокоения: раскачивается на ногах, на стуле, сосёт палец.
5. Задержка развития речи, памяти и других познавательных процессов.
Слабый запас слов и неумение строить словесно-логическое предложение, даже в подростковом возрасте. Не может чётко высказать свои желания (сказать «нет!», когда что-то не нравится или, наоборот, сказать «да»), не может правильно объяснить свои мысли, мотивацию собственных поступков. Высказывания односложные: «всё нормально», «я забыл».
6. Агрессия, направленная на себя.
Может относиться к себе, как плохому. Не любит себя, отрицает себя как личность. Испытывает чувство вины «всё, что со мной произошло – из-за того, что я что-то неправильно сделал, если бы я всё правильно сделал, то этого не было». Грызёт ногти, наносит удары себе. Комплекс неполноценности, который выражается даже в походке. Возможно бесстрашное поведение, провоцирование несчастного случая.