Проблема бродяжничества рассматривается современными авторами прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин «бродяжничество» часто выступает как рядоположенный с терминами «беспризорность» и «безнадзорность» и, более того в неразрывной связке с последними (А.В. Глаголева).
Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако, если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно «бродяжничество» выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий.
Отсутствие должного ухода, содержания, пренебрежение интересами и потребностями несовершеннолетних в достаточно большом количестве семей не только создает реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.
В нашей дистанционной консультации мы раскроем следующие темы:
1. Причины уходов ребёнка из дома (Подробнее)
2. Работа школы с семьей по профилактике самовольных уходов (Подробнее)
3. Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома (Подробнее)
4. Рекомендации для родителей по предупреждению уходов ребенка из дома (Подробнее)
Предложим вашему вниманию:
- Памятка для родителей «Предупреждение самовольных уходов детей из дома» (Подробнее)
- Памятка для родителей «Когда ребенок впервые ушел из дома» (Подробнее)
В настоящее время обостряются общественные противоречия, что сразу же сказывается на несовершеннолетних. На свет выходят конфликты во взаимоотношениях подрастающего поколения и традиционных общественных институтов. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуется, не может не вызывать протеста.
Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить бродяжничество и другие преступления.
1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии : учеб. пособие / С.А. Беличева. -М.: Социальное здоровье России, 2007. — 224 с.
2. Вахромов, Е.Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Е.Е. Вахромов. -М.: Чистые пруды, 2006. — 144 с.
3. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В.Емельянова. - СПб.: Речь, 2008. — 336 с.
4. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2006. — 288с.
5. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация / В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2011. — 65 с.
6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. -М., Гардарики, 2005 — 320 с.
7. Крылова, Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска : учеб.-метод. пособие / Т.А. Крылова, M.Л.Струкова. - М: НИИ школьных технологий, 2010. — 184 с.
8. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми : учебн. пособие / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. — 150 с.
9. Мурашова, Е.В. Понять ребёнка: Психологические проблемы ваших детей / Е.В. Мурашова,- Екатеринбург: Фактория, 2006. — 90 с.
10. Овчарова, Р.В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Р.В. Овчарова. — М.: Академия, 2008. - 363 с.
11. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. - /Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2008. — 192 с.
12. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2009. — 336 с.