«Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям».
По моему мнению, основной смысл жизни каждого человека заключается в его семье. К сожалению не все семьи на нашей планете являются благополучными. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых.
Моя задача, как социального педагога — создать в семье ощущение безопасности. Для успешной деятельности я постоянно осваиваю новые методы и приемы работы по оказанию социально-педагогической помощи неблагополучным семьям, чтобы понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Именно в неблагополучных семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
К данной категории семей обычно мы относим:
- семьи с низким материальным достатком;
- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).
Одной из основных задач социально-педагогического центра является профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Поработав некоторое время в социально-педагогическом центре, я для себя определила, что неблагополучие в семье исправимо, в случае оказания своевременной и качественной помощи, направленной на нормализацию ситуации в семье.
Цель работы с неблагополучной семьей — это создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве.
В своей работе я определила, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно, при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и своевременная постановка их на учет;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
В своей практической деятельности при работе с неблагополучными семьями я использую основные формы и методы работы, а именно:
Методы работы:
1. Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности.
2. Опрос (интервью) — это метод сбора информации, проводимый в виде беседы по заранее составленному плану.
3. Тестирование — это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний.
4. Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть социальный патронаж, консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция, социально-педагогический мониторинг семьи).
Также в своей работе я применяю следующий алгоритм работы с неблагополучной семьей:
1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
3. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
5. Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
6. Изучение личностных особенностей членов семьи составление карты семьи.
7. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).
8. Составление плана работы с неблагополучной семьей.
9. Текущие и контрольные посещения семьи.
10. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Технологии моей работы с неблагополучной семьей по этим блокам включают три уровня: диагностический, профилактический, реабилитационный.
Диагностический уровень.
Обязательными этапами диагностики являются:
- сбор информации;
- анализ информации;
- постановка социального диагноза.
Конечно, диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
При проведении диагностики соблюдаю определенные принципы, выделяю наиболее важные из них.
Методологические принципы: а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации. Мы должны понимать, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе; б) это множественность источников информации и ее достоверность.
Этические принципы: конфиденциальность, соблюдение этических норм.
На данном этапе обязательно использую следующие диагностические методы: наблюдение; беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкеты (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить какие-либо параметры).
Также использую в диагностике:
- ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;
- анализ документации — изучение документов — важная часть моей работы, он необходим для дальнейшей работы с семьей.
Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка, его внешнему виду.
Профилактический уровень.
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, стараюсь объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Проводимые мною опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, нуждающегося в помощи специалистов. Родителей можно и нужно обучить подбирать соответствующие методы воспитания.
Также при планировании своей работы с родителями учитываю, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, мои действия должны быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике.
Я веду пропаганду ненасильственного воспитания, разъясняю родителям, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:
- хвалить детей за хорошие поступки;
- поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;
- стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;
- разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
- вовлекать ребенка в процесс принятия решений;
- избегать пустых угроз;
- не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;
- не требовать от ребенка того, что он не может сделать;
- оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;
- использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
Конечно, родители должны владеть и приемлемыми методами наказания. Некоторые из них я назову:
- нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;
- можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения;
- маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их и похвалить за выполненную работу и т.д.
Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не могут адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
К любой встрече с родителями необходима тщательная подготовка. Для этого стараюсь собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы с ее членами.
Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, стараюсь раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Рекомендую родителям больше наблюдать за своими детьми, так как наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.
Реабилитационный уровень.
Этот уровень важнейший в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком использую несколько технологий.
Консультирование — провожу методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания и т.д..
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Социальный патронаж. Считаю, что патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.
Я, провожу заседания клуба «Семейный очаг», родительские собрания по различной тематике, с применением наглядного материала (видеоролики, презентации, практические эксперименты). После проведенной работы всегда вручаю родителям буклеты, памятки, рекомендации, информационные листовки.
Считаю, что оказывая помощь другим людям, мы, должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны, признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей.