Формирование самостоятельности и ответственности.
Ответственный родитель – ответственный ребенок.
Каждый из родителей, воспитывая своего ребенка, старается поступать «как лучше»: ограждая ребенка от жизненный неприятностей, взрослые очень часто все берут на себя, и ответственность и обязанности. Несмотря на явно благие намерения, такие родители на самом деле вредят своим детям. Не позволяя детям научиться жизни на собственном опыте и не дав им возможности испытать на себе последствия своих действий, они растят людей, у которых напрочь о уверенность в себе, потому что все важные решения в их жизни принимались другими.
Вместо того, чтобы быть такими «хорошими» родителями, надо постараться быть ответственными родителями, которые относятся к детям как к равным, демонстрируют им свое уважение и при любой возможности позволяют им самостоятельно принимать решения – и испытывать на себе их последствия. Ответственные родители настойчивы, но не проявляют каждую мелочь. Они уважают прав детей и требуют с их стороны такого же уважения к своим собственным правам.
Изучите примеры поведения двух типов родителей в таблице. Согласны ли вы с тем, что их поведение приводит к результатам, указанным во второй и четвертой колонках?
«Хорошие» родители |
Ответственные родители |
||
Поведение |
Результат |
Поведение |
Результат |
Контролируют поведение ребенка с помощью метода «кнута и пряника». Ожидают послушания во всем и не могут смириться со своим поражением. |
Ребенок обороняется или сдается. Становится нечестным, врет. Не научается самостоятельно контролировать свое поведение. |
Позволяют ребенку принимать решения. Предоставляют положительное подкрепление и поддержку. |
Ребенок растет с чувством уверенности в своих силах. Научается самостоятельно принимать важные решения. |
Требуя совершенства, часто выискивают недостатки. Хотят, чтобы ребенок вел себя так, «чтобы не было стыдно перед соседями». |
Ребенок теряет уверенность в себе – он не оправдывает ожидания родителей. Может постараться стать «образцом совершенства», стремится во всеем угодить. |
Радуются маленьким победам ребенка, поощряют в любом начинании. |
Ребенок начинает верить в себя. С большой готовностью стремится «попробовать свои силы» в новых делах. |
Подозрительны. Не доверяют ребенку. Связывают его по рукам и ногам всевозможными правилами и ограничениями. |
Ребенок чувствует себя виноватым. Теряет доверие к людям. |
Доверяют ребенку. Всегда замечают старания ребенка и поощряют его. |
Ребенок растет свободным и верит в себя. Научается доверять людям. |
Считают, что если они обладают большим опытом чем ребенок, то все обязанности берут на себя. Ограждают ребенка от всех трудностей и неприятностей, жалеют, стыдят, балуют. |
Ребенок чувствует себя беспомощным. Ожидает от других, что они «обо всем позаботятся». |
Демонстрируют уважение к ребенку и поощряют его стремление к самостоятельности. |
Ребенок научается уважать себя. Становится более ответственным. |
Не могут сказать ребенку «нет». Постоянно уступают всем его капризам. Позволяют собой манипулировать. |
Ребенок становится избалованным и эгоистичным. Не умеет находить себе друзей. Становится жадным. |
Ведут себя твердо. Уважают как права ребенка, так и свои собственные права. Поощряют ребенка к сотрудничеству. |
Ребенок научается жить в коллективе. Легко находит себе друзей. |
Советы родителям по формированию
у детей ответственного поведения.
Попробуйте научить детей готовить, гладить, убирать и заниматься другой домашней работой, копать грядки, следить за цветами, ходить в мастерскую и др. Главным подспорьем в обучении может и должен стать личный пример.
Лучший способ воспитать самостоятельность – предоставить возможность отвечать за себя. Задайтесь вопросом «что из того, что я делаю для детей, они могут делать сами?». Затем постарайтесь постепенно приучить их выполнять эти дела самостоятельно.
Если вы доверяете детям больше обязанностей, это не только снимает напряженность в ваших с ним отношениях, но и избавляет вас от необходимости самим выполнять всю работу по дому. Но главная причина, по которой это все же следует сделать, заключается в том, что это поможет детям стать ответственными, добрыми людьми, готовыми помогать окружающим.
Для того, чтобы воспитать в детях ответственность, недостаточно дать им больше обязанностей. Нужно также предоставить им больше свободы в самостоятельном принятии решений. Разрешите им самим выбирать, что одевать, покупать, как проводить свободное время. Кроме того необходимо проводить с детьми больше времени, обучая их, показывая им, как выполнять новые для них задания, поддерживая и поощряя их даже за скромные успехи и достижения. Чем раньше вы начнете эту работу, тем лучше. Наконец все это отнюдь не освобождает вас от обязанности контролировать поведение детей – самостоятельности не должна превращаться во вседозволенность.
Не следует ожидать, что дети в одночасье станут все делать сами. Надо затратить определенное время и усилия для того, чтобы научить, показать, подбодрить. Надо сделать новое задание приятным – даже веселым – и представить его чем-то таким, что обычно делают ответственные взрослые люди. Продолжайте поддерживать ребенка в его попытках научиться делать что-нибудь новое столько, сколько потребуется, при этом предоставляя эту поддержку как нечто само собой разумеющееся. Можно воспользоваться следующим паном действий:1 – скажите ребенку, что он должен сделать; 2 – покажите ему, как это сделать; 3 – дайте ему попробовать это сделать самому; 4 – наблюдайте и периодически проверяйте, как у него идут дела; 5 – хвалите ребенка за каждый небольшой успех.
Можно воспитывать ответственность в ребенке и на собственном примере. Вы сами должны правильно питаться, быть спокойным и доброжелательным, быть верным, заботиться об интересах окружающих…
Можно также попробовать определить ребенку еженедельное денежное содержание. Таким образом, он сможет научиться следить за состоянием своего личного бюджета.
Стать ответственным родителем вовсе не означает переложить все на ребенка и перестать о нем заботиться: теплота, забота, ласка – все эти вещи очень важны. Речь здесь идет не только об объятиях и поцелуях – просто надо быть рядом и не становится безразличным к тому, что происходит с ребенком. Недостаточно просто сказать детям: «С сегодняшнего дня сами разбирайтесь между собой – я вам больше не судья». Желательно, чтобы время от времени вы обсуждали вместе с детьми, как разрешать конфликтные ситуации в ненасильственной манере.