Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Педагогам

Дата: 15 декабря 2016 в 16:06, Обновлено 20 марта 2024 в 16:52
Автор: Соцкая И. В.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Эмоциональное выгорание  -это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения.

Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «педагог – педагог», так и в системе «педагог – обучающийся».

Фазы синдрома эмоционального выгорания:

1 фаза - эмоциональное истощение.

Характеризуется появлением эмоциональной опустошенности и усталости, вызванных работой.

Чувство усталости не проходит после ночного сна.

После отдыха (выходные, отпуск) оно уменьшается, однако при возвращении в прежнюю рабочую ситуацию – возобновляется. 

Работа выполняется более формально, без эмоционального вовлечения. Человек становится менее отзывчивым  к другим и их проблемам.

2 фаза- деперсонализация

             Деперсонализация предполагает деформацию отношений с другими людьми. Люди начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» педагог  с пренебрежением рассказывает о своих воспитанниках, о коллегах. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности.

3 фаза - редукция личностных достижений

    Редукция или принижение личностных достижений сопровождается снижением самооценки педагога. Основными проявлениями этого признака являются:

     -тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов;

    - негативизм относительно своих профессиональных обязанностей, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других.

  Педагог теряет видение перспектив в своей профессиональной деятельности, получает меньше удовлетворения от работы. Утрачивается вера в собственные профессиональные возможности, возникает чувство некомпетентности, осознание неуспеха.

Естественные способы саморегуляции

*смех

*улыбка

*юмор

*размышления о хорошем, приятном;

*различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

*рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;

*вдыхание свежего воздуха;

*чтение стихов;

*высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

*прослушивание спокойной, тихой музыки;

*общение с супругом, детьми, внуками;

*рукоделие;

*общение с искусством

*посещение бассейна, тренажерного зала, занятий йогой, спортом и др.

* сделать себе небольшой подарок

* хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.